Банкротство тсж последствия для собственников

Банкротство тсж последствия для собственников

Банкротство тсж последствия для собственников

Чем грозит долг за ЖКХ: пени, отключение коммуникаций, тюрьма или публичная казнь?

Статистика ФССП показывает, что количество «коммунальных» должников растет: за 1 квартал 2021 года свет и вода остались неоплаченными у 3,2 млн. человек. В 2020 году этот показатель был на уровне 2,6 млн. человек — то есть долги выросли на 20%. Чем грозит долг за ЖКХ? Как минимум, ростом просроченной задолженности. Но разберемся с этим вопросом подробнее.

Что такое ЖКХ, и за что человек платит каждый месяц?

В целом жилищно-коммунальные услуги делят на две группы:

  1. Жилищные. Это содержание совместного имущества в надлежащем виде: в частности, лестничные площадки, придомовая территория, парковка, чердаки и подвалы, лифты и так далее. Конкретно услуги и их оплата обсуждаются на собраниях ТСЖ. Сюда обычно включают дезинфекцию, очистку мусоропроводов, уборку и обслуживание лифта.
  2. Коммунальные. К таковым услугам относится поставка газа, горячей и холодной воды по квартирам, электричество, отопление и водоотведение .

При этом в жилищно-коммунальные услуги не входит капитальный ремонт. Взносы за него оплачиваются отдельно. Но тут необходимо понимать разницу: если жилье находится в собственности человека, ему придется платить за капремонт. Если же речь идет о муниципальной квартире, то капремонт покрывается за счет средств муниципалитета. Соответственно, если человек не платит, то отдельно будут начисляться пени.

До какого числа месяца надо
внести квартплату за ЖКХ?
Закажите звонок юриста

Чем грозит долг по квартплате для собственника?

Разберемся, какие последствия наступят за просрочку по ЖКХ:

Предупреждения

Через 2 месяца просрочки вам придет уведомление о необходимости оплаты на протяжении 20 дней. Если оплата будет отсутствовать и дальше, то услуга будет ограничена, а потом — отключена. Узнать о задолженности можно в личном кабинете портала организации. Например, на сайте Мосводоканала. Также уведомления приходят по почте, в квитанциях на оплату. Иногда жильцам звонят и предупреждают о просрочках.

Уже с 31 дня просрочки начинаются пени за отсутствие оплаты. Если просрочка составляет до 90 дней, то вам будут начислять сумму по 1/300 ключевой ставки ежедневно. Уже с 91 дня пеня вырастает до 1/130 от суммы задолженности. На данный момент ключевая ставка регулятора составляет 6,75% годовых. Совет директоров ЦБ собирается по поводу уровня ставки один раз 3 месяца, ее можно отслеживать на сайте ЦБ РФ. Ставка может как повышаться или понижаться, так и долгое время не изменяться.

Как считать пени? Приведем пример.

Вы ежемесячно платите по 10 тыс. рублей за коммунальные услуги. Сейчас 15 сентября, и у вас наступил срок оплаты. Но вы не получили еще свою зарплату из-за задержек. Предположительно рассчитаться вы сможете 7 октября. И это хорошо — до 15 октября пени начисляться не будут.

Если же оплата не поступит до 15 октября, начнется отсчет пеней. Каждый день вы будете вынуждены «доплачивать» по 2 рубля и 25 копеек за просрочку. Формула такова:

10 000 * 0,225% = 2,25.

Соответственно, в ноябре с 15 числа наступит дата для очередного платежа по ЖКХ. Если вы опять просрочите, то платить придется уже по 4,5 рублей в день дополнительно. А через 3 месяца просрочки пени увеличатся более чем в 2 раза:

6,75 / 130 = 0,0519

(10 000 * 3) * 0,0519% = 15,57.

15,57 рублей ежедневно — это пени за просроченные 3 месяца. Но учитывая, что сумма ежемесячно увеличивается, то и пени будут расти в соответствии с этой прогрессией.

Отдельно пени уплачиваются за просроченные платежи по капремонту. Принцип расчета будет следующим:

  • пеня начисляется с 31 дня просрочки;
  • ставка составляет 1/300 ключевой ставки (без изменений).

Как долго управляющая компания будет ограничиваться
только начислением пени за просрочку
платежей за коммуналку?

Отключение воды и света

До официального предупреждения с требованием внести оплату в течение 20 дней электричество и воду вам не отключат. А вот дальше — это лотерея. Управляющая компания по долгам за квартплату может:

  • ограничить использование ресурсов. Например, вам ежедневно будут отключать горячую воду в утренние и вечерние часы;
  • если оплата и дальше будет отсутствовать, это обернется полным отключением коммунальных услуг.

Если нельзя частично ограничить предоставление коммунальной услуги, то у управляющей компании есть право сразу отключить ее полностью. Например, в случае с электричеством — мастер просто отрезает подачу электричества механическими способами.

Но! У нас есть нормы, которые запрещают отключать холодную воду и отопление. При применении «карательных» мер не должны страдать и другие жильцы. В частности, недопустимо отключать подачу газа, если пострадает весь подъезд.

Долги по коммунальным услугам остались невыплаченными: что дальше?

Представим, что платить вам нечем. Неужели управляющая компания ограничится только отключением света? Естественно, нет. Она будет некоторое время считать пени за просрочку, а потом обратится в суд.

При какой просрочке за услуги ЖКХ
управляющая компания подаст в суд?
Спросите юриста

У нее есть два варианта: обратиться к мировому судье за приказом или писать заявление в районный суд. Если ваш долг составляет до 500 тыс. рублей, то дело ограничится судебным приказом или так называемым «приказным порядком».

Это значит следующее:

  • вас не будут вызывать в суд;
  • приказ выносится в течение 5 дней;
  • вы получите копию приказа по почте и у вас будет 10 дней, чтобы заявить о возражениях. В таком случае судья будет обязан отменить приказ;
  • если возражение не поступает, приказ передается в ФССП или напрямую в банк, чтобы начать принудительное взыскание .

Далее должником занимаются судебные приставы. Они имеют право применять различные меры воздействия. На них не распространяется закон о запрете на обработку персональной информации. Их полномочия описаны в № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В частности, при долге по коммунальным платежам судебный пристав вправе наложить следующие ограничения:

  • арест банковских счетов;
  • ежемесячные взыскания в размере 50% от зарплаты;
  • списание до 50% от сумм, поступающих на пенсионную карту;
  • объявление должника во всероссийский розыск;
  • арест имущества с целью дальнейшей продажи;
  • блокировка банковских карт;
  • ограничение на выезд за границу.

Количество мер и их виды выбирает сам пристав-исполнитель, в производстве у которого находится дело. В первую очередь пристав проверяет состояние счетов должника. Если у человека есть стабильный доход, пристав ограничивается ежемесячным списанием денег. Если же денег нет, ФССП изучает материальное состояние человека, а потом переходит к розыску и аресту, описи и продаже имущества.

Что из имущества могут арестовать
за неуплату долгов по коммуналке?
Спросите юриста

Стоит отдельно расписать и следующие последствия:

  • Вы станете персоной «нон-грата» для банков. Дело в том, что подобные эксцессы серьезно портят кредитную историю и в целом репутацию человека. Проверить человека на предмет открытых исполнительных производств можно каждому, реестр публикуется в общем доступе на сайте ФССП. В дальнейшем возникнут проблемы с оформлением кредитов и другими возможностями;
  • Возможно выселение из квартиры. В целом это возможно, но только при определенных обстоятельствах.

Не стоит думать, что из квартиры судебные приставы не вправе выселить, поскольку она для вас — единственное жилье. Все же, за долги по ЖКХ выселяют.

В частности, выселение вам грозит, если:

  • ваша квартира оформлена как жилье по договору социального найма, и просрочка длится больше полугода. Нанимателя выселят, правда, с предоставлением другого жилья. Стоит ли говорить, что оно будет в разы меньше предыдущего? Нормы будут рассчитываться, как в общежитии: по 6 кв. м. на человека;
  • ваша квартира оформлена на вас, но сумма коммунальных долгов слишком велика. У вас нет денег, нет имущества и других активов, кроме квартиры. В таком случае приставы поднимут вопрос об изъятии жилья. Были случаи, когда судебные приставы арестовывали единственную квартиру, хотя по закону не могли ее продать или иным способом ее реализовать .

Сажают ли в тюрьму за неуплату коммунальных услуг?

На практике еще не встречалось ни одного случая, когда бы человека посадили в тюрьму за неуплату коммунальных услуг. Все наказания в данном случае выражаются в начислении пеней и в деятельности судебных приставов.

Действительно, у нас есть уголовная статья за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности — ст. 177 УК РФ. Но она применяется, только если речь идет о крупной сумме — от 2,25 млн. рублей.

В реальной жизни сама управляющая компания не допустит такого долга — коммуникации отключают через несколько месяцев просрочки, и столь крупные суммы попросту не успевают набежать.

Что делать, если образовались долги по коммунальным услугам?

Рекомендации зависят от конкретных обстоятельств. Нельзя дать универсальный совет для всех, нужно отталкиваться от ситуации. Ниже рассмотрим популярные обстоятельства и дадим юридические советы.

Может ли управляющая компания не признать
решение суда о списании долгов?
Спросите юриста

Попытайтесь рассчитаться частями

У вас долго длится просрочка, сейчас появилась возможность рассчитаться, но частями. Например, вы начали работать и получать постоянную зарплату.

Вам необходимо обратиться в управляющую компанию и описать ситуацию. Можно договориться о реструктуризации, не обращаясь в суд. При этом вам снова подключат коммуникации, а вы сможете выплачивать задолженность и погашать текущие платежи в комфортном режиме.

Судебная реструктуризация долга

Управляющая компания не соглашается на предоставление реструктуризации и требует всей оплаты сразу.

В данном случае необходимо обращаться в суд с заявлением о признании банкротства физлица. Также к заявлению прилагаем ходатайство о предоставлении реструктуризации долгов. Если у вас есть стабильный доход, и его достаточно для выплаты долга частями в течение 3 лет (36 месяцев), то такой подход сработает. Суд назначает реструктуризацию, но банкротство не признается.

Долг перешел по наследству

Вам досталась квартира с долгами по наследству. Здесь нужно отталкиваться от суммы коммунальных долгов и статуса жилья. Важно ответить на вопрос — является ли оно для вас единственным .

Если да, то смело обращайтесь в суд с заявлением за признанием личной несостоятельности. Это позволит вам списать коммунальные долги (при долге от 300 тыс. рублей) и оставить жилье за собой.

Если квартира не является для вас единственным жильем, тут все сложнее. В банкротстве ее отберут, поэтому необходимо искать альтернативные варианты.

Вам нужна помощь с долгами по коммунальным услугам?
Звоните, мы непременно найдем выход

Управляющая компания уже подала на вас в суд

И уже началось исполнительное производство. Здесь уже «ничего не попишешь», делом занялись судебные приставы. Но все же, есть выход.

Можно написать заявление и обратиться в районный суд, чтобы вам предоставили отсрочку или рассрочку судебного решения. Такой вариант будет кстати для тех людей, у которых обстоятельства сложились неблагополучно. Например, уволили с работы, появились иждивенцы, человек выплачивает много долгов, есть больной ребенок и так далее. Вы сможете НЕ платить в течение 12 месяцев.

Помните, что даже после того, как началось производство в службе судебных приставов, то вы имеете право подать заявление о банкротстве.

Нужен экспертный совет юриста, нужно получить
отсрочку исполнения судебного решения?
Звоните, мы поможем!

Вам по почте пришел судебный приказ

Мировой суд уведомил вас по поводу коммунальных долгов и вы не понимаете, что с этим делать? Немедленно пишите возражение и требуйте отмены приказа. Оно составляется в простой письменной форме и направляется в адрес мирового судьи. Как только он получит возражение, он обязан немедленно отменить приказ.

Но помните, у вас есть только 10 дней, чтобы отменить приказ. Если вы пропустите этот срок, вам придется либо восстанавливать этот срок через суд, либо подавать жалобу в кассационную инстанцию, смириться с принудительным взысканием.

Если вы отмените судебный приказ, вы получите как минимум 2-3 месяца, чтобы подсобирать деньги и начать платить по своим долгам. За это время управляющая компания обратится в районный суд с иском. Или можно начинать собирать деньги сразу на банкротство, чтобы полностью освободиться от ответственности по финансовым обязательствам.

Вам нужна консультация юристов, требуется узнать больше о процедуре банкротства? Звоните, мы с удовольствием введем вас в курс дела.

ВС разъяснил, должна ли УК продолжать обслуживать дом при исключении его из реестра лицензий

В Определении № 303-ЭС20-23313 от 19 апреля Верховный Суд разъяснил, должна ли управляющая организация, исключившая сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий, продолжать деятельность по его управлению до появления новой УК.

ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2019 г.

13 августа 2019 г. по результатам внеплановой документарной проверки жилищная инспекция составила акт о том, что после внесения изменений в реестр лицензий УК «Дерсу» управление МКД не осуществляет, содержание и ремонт общего имущества собственников в доме не производит, платежные документы не направляет, в связи с чем выдала предписание об обязании продолжить осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом до дня наступления события, предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса, то есть до выбора иной УК, управления МКД собственниками помещений или госрегистрации ТСЖ или жилищного кооператива.

«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.

Не согласившись с выводами судов, управляющая компания обратилась с жалобой в Верховный Суд. ВС заметил, что исключение сведений о МКД из реестра лицензий согласно ч. 6 ст. 198 ЖК является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.

С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК. В соответствии с данным положением лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг или выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до дня:

1. возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2. возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3. возникновения обязательств по договорам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 Кодекса;

4. государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

«Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий», – указал ВС.

Судебная коллегия обратила внимание, что, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 162 ЖК, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным. При прекращении договора в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.

В этом случае, заметил ВС, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, предметы и информацию, необходимые для эксплуатации и управления, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу либо собственнику помещения.

Таким образом, посчитал Верховный Суд, исходя из системного толкования приведенных норм, положения ч. 3 ст. 200 ЖК, предусматривающие в том числе обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых принято решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК.

Кроме того, собственники обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанных в ч. 2 ст. 161 ЖК; управление МКД, в отношении которого собственниками не выбран способ управления в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены правительством (ч. 17 ст. 161 ЖК).

Верховный Суд обратил внимание, что с 12 января 2019 г. назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным Постановлением Правительства от 21 декабря 2018 г. № 1616.

ВС указал, что суды не установили юридически значимых обстоятельств, связанных с принятием жилищной инспекцией решения в отношении УК об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК. Суды отклонили без указания мотивов доводы УК об иных фактических и правовых основаниях и порядке прекращения деятельности по управлению МКД, соблюдении истцом как лицензиатом необходимых требований действующего жилищного законодательства, включая нормы о лицензировании. ВС отметил, что обосновывающие процессуальную позицию истца доказательства, имеющиеся в деле, не были исследованы и оценены судами в полном объеме, в содержании обжалуемых судебных актов отсутствуют результаты такой оценки.

Таким образом, ВС направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев предположил, что в данной ситуации жилищная инспекция делала выбор: подбирать новую управляющую компанию или заставлять уходящую заниматься тем, чем она не хочет. «Сделанный выбор был неправильным, так как заставить кого-либо заниматься тем, чем он не хочет, проблематично. Управляющая компания могла просто начать саботировать работу по управлению, и в конечном итоге пострадали бы жильцы, в интересах которых действовала жилищная инспекция», – указал он.

Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии. «По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону. Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».

Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов отметил, что суды и служба ГЖИ исходили из ч. 3 ст. 200 ЖК, что он посчитал верным. По его мнению, отдельного внимания заслуживает позиция ВС, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора по окончании срока его действия. Никита Глебов предположил, что именно поэтому ВС решил передать дело на новое рассмотрение.

«Я в свою очередь считаю, что вне зависимости от того, каким образом выбыл дом из жилищного фонда управляющей организации, пока не избрана новая управляющая компания, предыдущая должна в полном объеме осуществлять управление МКД: несмотря на довод о несовпадении порядков исключения домов из реестра лицензий и прекращения деятельности УК в силу договора, управляющая компания должна осуществлять управление домом, поскольку прямо затрагиваются жизнь и здоровье собственников», – указал эксперт.

Читайте также  Как вписать ребенка в паспорт рф

Суд: если УК МКД признана банкротом, то закрепленным за ней домам могут запретить «уходить» в другую УК МКД

5seconds / Depositphotos.com

В России наметился новый тренд – в рамках дел о банкротстве управляющих МКД организаций арбитражные суды принимают обеспечительные меры, которые прямо запрещают региональным жилищным инспекциям исключать из реестра лицензий жилые дома, «закрепленные» за УК-банкротами.

Впрочем, меры распространяются лишь на УК, которым запрещается совершать действия, направленные на досрочное прекращение деятельности по управлению МКД, в том числе производить расторжение договоров в одностороннем порядке либо по соглашению сторон; направлять уведомления о прекращении действия договоров в связи с истечением их срока действия; совершать действия по переводу жилого фонда на обслуживание к иным управляющим организациям. Еще одно важное обстоятельство – запрет вводится в тех случаях, когда кредиторы указывали на намерение должника вывести ликвидные активы (жилищный фонд) из обладания должника в целях уклонения от расчетов с кредиторами (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 октября 2018 г. № Ф09-6332/18, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2018 г. № 12АП-11989/18, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 г. № 17АП-10132/18, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 г. № 12АП-14157/18).

При этом суды указывают следующее:

  • достижение цели банкротства – наиболее полное удовлетворения требований кредиторов –возможно при максимальном сохранении за должником средств для погашения существующих долговых обязательств;
  • имущественные права, приобретаемые УК по договорам управления МКД, – это единственный ликвидный актив должника (способ получения денежных средств за оказание услуг по управлению домами);
  • запрет на досрочное прекращение деятельности по управлению МКД имеет целью сохранение ликвидных активов должника и наличие источника денежных средств, его способности к погашению финансовых обязательств, способствует предотвращению возможного недобросовестного поведения должника и полностью соответствует целям банкротства;
  • названные обеспечительные меры не нарушают права и законные интересы должника, кредиторов и публичные интересы;
  • утверждение о том, что обеспечительные меры фактически запрещают собственникам помещений МКД осуществлять свои исключительные права, предусмотренные Жилищным кодексом, по избранию способа управления домом, а также выбор УК по своему усмотрению, признано несостоятельным, поскольку запрет наложен судом на совершение конкретных действий УК и ГЖН и автоматически на собственников помещений МКД не распространяется;
  • кроме того, собственники не лишены права на расторжение договора управления с должником при наличии предусмотренных ст. 162 Жилищного кодекса РФ оснований и при необходимости могут реализовать право на судебную защиту иными способами, предусмотренными действующим законодательством;
  • в материалах дел нет доказательств, что у собственников помещений в МКД – в отношении которых приняты обеспечительные меры – возникли препятствия в реализации данного права в связи с принятием обеспечительных мер;
  • принимая во внимание срочный и временный характер обеспечительных мер, учитывая интересы заявителя, должника и иных кредиторов, суд полагает принятые обеспечительные меры соразмерными, направленными на сохранение существующего положения сторон (status quo), на предотвращение причинения должнику и его кредиторам значительного ущерба, поскольку непринятие заявленной обеспечительной меры может привести к уменьшению имущества должника.

Особенности регулирования банкротства организаций рынка ЖКХ

5 февраля мы провели онлайн-семинар о банкротстве организаций ЖКХ. Андрей Бежан, у которого за плечами 18-летний опыт по экономическим спорам и банкротстве, подробно рассказал об этой процедуре. Мы считаем, предупреждён – значит, вооружён. Каждой управляющей организации важно ориентироваться в этой теме.

Общие понятия процедуры банкротства

Банкротством называют признанную арбитражным судом неспособность должника

  • в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

Предлагаем подробнее рассмотреть определение понятия банкротства. «Признанную арбитражным судом» – это значит, что считать предприятие банкротом только потому, что оно не платит, нельзя. Бывают случаи объективного банкротства, когда есть объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств перед контрагентами.

«Задолженность по денежным обязательствам» – это любые договоры, заключённые управляющей организацией, с контрагентами. Под обязательными понимаются платежи, которые предъявляются компании со стороны фискальных органов: налоги и взносы в различные фонды.

«Выплата выходных пособий и (или) об оплате труда лиц» – новое положение в законе, раньше за работниками не признавалось право инициировать процедуру банкротства в отношении своей компании. После того, как тенденция по росту долга по зарплате стала стабильной, законодатель решил ввести такую возможность.

В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.

К общим признакам банкротства относятся:

  • состав требований;
  • сумма задолженности – не менее 300 000 рублей (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);
  • период просрочки исполнения денежного обязательства – не менее 3 месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать

Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.

Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.

На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.

Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.

Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.

Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.

Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.

Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет. Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок. Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.

О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Банкротство субъектов рынка ЖКХ

Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций. Пристальное внимание Андрей Бежан уделил особенностям регулирования банкротства именно для управляющих организаций.

По сравнению с финансовыми и страховыми компаниями особенностей можно выделить не много, но они есть:

  1. При признании владельца специального счёта банкротом деньги, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу (п. 7 ст. 175 ЖК РФ).

Не нужно бояться, что деньги, находящиеся на спецсчёте, уйдут на расчёты с кредиторами и ресурсоснабжающей организациями, на налоги. В отношении этих денег установлен специальный режим, они не принадлежат должнику.

  1. Региональный оператор не может быть признан банкротом. Субъект РФ, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п. 2 ст. 178 ЖК РФ).

Если бы не было такой абсолютной защиты от процедуры банкротства, то возможны были бы посягательства на деньги, которые хранятся на счетах регионального оператора.

  1. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии сФедеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ по решению органа Госжилнадзора из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех МКД, которыми управляет лицензиат (п. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).

В отношении должника должна быть открыта процедура конкурсного производства – на это будет решение суда. Такой судебный акт вступает в силу немедленно после его вынесения. С этого момента наступают все правовые последствия, которые предусмотрены законом о банкротстве.

Орган ГЖН исключает дома из реестра, но в данном случае нужно помнить про действие статьи 200 ЖК РФ.

  1. Согласно статье 200 ЖК РФ, несмотря на исключение МКД управляющая организация продолжает управлять домом до выбора собственниками иного способа управления, проведения открытого конкурса по выбору новой компании.

Орган МСУ в течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении домов созывает общее собрание собственников МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Если решение не принято, не реализовано, то в течение 3-х дней орган МСУ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УО и провести этот конкурс в течение 1 месяца. Если конкурс не состоялся, управляющая организация назначается без проведения конкурса.

Вся информация о введении процедуры банкротства в отношении УО содержится на сайтах Федеральной налоговой службы, Федресурс, Картотеки арбитражных дел. Это позволяет собственникам помещений в МКД быть в курсе развития ситуации, понимать, что с УО что-то не так и оперативно проводить её смену.

В следующих статьях мы расскажем о последствиях введения процедуры банкротства. Если вы хотите узнать об этом раньше, смотрите видеозапись онлайн-семинара. Помимо этого из видеозаписи вы узнаете:

  • как предотвратить банкротство после подачи заявления кредитором;
  • как должен вести себя руководитель после введения процедуры банкротства;
  • влечёт ли введение банкротства прекращение деятельности УО по управлению МКД
  • что делать, если вы не согласны с решениями собраний кредиторов и действиями арбитражного управляющего;
  • кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности и каковы риски бывших руководителей компании;
  • как привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности после ликвидации организации;
  • что нужно делать, если в отношении руководителя УО уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • можно ли снизить риск привлечения к субсидиарной ответственности;
  • какие сделки могут быть оспорены после введения процедуры банкротства и какие риски это влечёт;
  • как можно снизить риски оспаривания сделок в процедуре банкротства.

О правовой природе коммунальных платежей населения в деле о банкротстве управляющей организации

Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации

По смыслу положений Жилищного кодекса РФ под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 Жилищного кодекса РФ.

В условиях обычной хозяйственной деятельности управляющей организации законодатель предусмотрел упрощенный порядок взыскания задолженностей за предоставляемые услуги ЖКХ с потребителей. Так, с 01.06.2016 на основании ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ стало возможным взыскивать задолженность с населения в порядке приказного судопроизводства (при сумме задолженности, не превышающей 500 000 рублей). Поскольку судебный приказ допускает инкассовое списание банком денежных средств с расчетного счета должника, минуя стадию исполнительного производства, стало возможным в относительно короткий срок фактически взыскать долг. В этой связи, у управляющих организаций в руках возникал резервный актив в виде дебиторской задолженности, которую недобросовестные лица реализовывали коллекторским агентствам либо уступали права своим же кредиторам. Страдал в данном случае – потребитель, который был вынужден разбираться с третьими лицами.

Но с 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.

Исключением из законодательного табу признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.

Правовой статус задолженности по ЖКХ в процедуре банкротства управляющей компании

В случае признания управляющей организации несостоятельной (банкротом), задолженность населения может быть реализована следующими способами.

Способ 1. Взыскание арбитражным управляющим задолженности с каждого потребителя услуг в судебном порядке по правилам общего судопроизводства (получение судебного приказа либо исполнительного листа по результатам рассмотрения гражданского дела).

В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» взысканные денежные средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами. Указанный способ затягивает проведение процедуры банкротства, однако является наиболее эффективным способом пополнения конкурсной массы на сегодняшний день.

Способ 2. Реализация с торгов управляющей организации-должника непросуженной и/или не взысканной дебиторской задолженности либо единым лотом, либо несколькими лотами.

При выборе данного способа необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения по субъектному составу участников торгов в силу ч. 18 ст 155 ЖК РФ. Из буквального содержания п. 18 ст. 155 ЖК РФ следует, что задолженность физических лиц за коммунальные услуги можно уступить ограниченному кругу лиц – только специализированным организациям в сфере жилищно-коммунальных услуг.

По общим правилам закон не запрещает реализовать имущество должника или дебиторскую задолженность организации-банкрота неограниченному кругу лиц, однако реализация дебиторской задолженности населения по коммунальным платежам в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ, получила свою специфику в виде ограничения субъектного состава участников таких торгов.

Таким образом, дебиторская задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам относится к категории имущества должника, ограниченного в обороте, и подлежит реализации с учетом особенностей, изложенных в п. 2 ст. 105 Закона о банкротстве.

Выводы судебной практики на этот счет: уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан. Указанные положения Жилищного кодекса РФ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, являющимися потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве.

В качестве примера – дело № А40-78208/18-18-94 «Б». Определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2020 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ООО «Главное управление Жилищным Фондом» по ходатайству конкурсного управляющего о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «ГУЖФ» (дебиторской задолженности населения перед УК).

Подытоживая изложенное выше, позволю себе сделать вывод о том, что в процедуре банкротства управляющей организации такой актив как дебиторская задолженность населения по ЖКХ, с одной стороны, не представляет особой ценности в связи с наличием признаков ограниченного в обороте имущества, при этом, с другой стороны, зачастую является единственным источником пополнения конкурсной массы должника.

Приоритет именно реализации дебиторской задолженности над ее взысканием в рамках претензионно-исковой деятельности состоит в том, что последнее, безусловно, имеет длительный характер, что влечет затягивание процедуры конкурсного производства. В этой связи, поскольку арбитражный управляющий не ограничен в выборе одного из способов реализации дебиторской задолженности, проведение торгов совместно с мероприятиями, направленными на взыскание такой дебиторской задолженности, предполагает максимально эффективное пополнение конкурсной массы должника вышеуказанной категорией имущества.

Остается открытым в данном случае только один вопрос (и на это я не смогла найти соответствующей судебной практики): какова судьба дебиторской задолженности населения в случае признания торгов по ее продаже несостоявшимися или не заключен договор с единственным участником торгов? смогут ли кредиторы должника (не обладающими характеристиками таких же управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций), руководствуясь положениями ст. 142.1 Закона о банкротстве, получить указанную задолженность в качестве отступного? и как в таком случае соблюдается предусмотренный ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет на уступку прав (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам?

Каковы последствия банкротства управляющей организации для собственников помещений в МКД?

В случае признания управляющей организации МКД банкротом собственникам помещений в таком доме необходимо принять решение о выборе способа управления МКД. Если решение не принято или не реализовано, проводится открытый конкурс по выбору управляющей организации. До этого прежняя управляющая организация исполняет обязанности по управлению МКД.

Последствия признания управляющей организации банкротом
Деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании соответствующей лицензии. Если вступило в силу решение суда о признании управляющей организации банкротом, сведения об МКД, управление которыми осуществлялось такой управляющей организацией, по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 1 ст. 162, ч. 1, 5 ст. 192, ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).
С даты исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ управляющая организация не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги и выставлять платежные документы потребителям, за исключением ряда случаев (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ).
Так, управляющая организация обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме до дня (ч. 1, 2 ст. 164, ч. 3 ст. 200 ЖК РФ; Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2020 N 303-ЭС20-7774 по делу N А24-4011/2019):
1)возникновения обязательств по управлению МКД у новой управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений или отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления;
2)возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3)возникновения обязательств по договорам, заключаемым собственниками помещений при непосредственном управлении МКД (например, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и др.);
4)государственной регистрации ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об исключении сведений об МКД из реестра лицензий орган государственного жилищного надзора направляет информацию об этом в орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 192, ст. 197 ЖК РФ; п. 1, пп. «б» п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289).
Орган местного самоуправления (ч. 4 ст. 200 ЖК РФ; п. 5 Правил N 289):
в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации извещает об этом собственников помещений МКД. Для этого он размещает соответствующую информацию на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, а также на своем официальном сайте в сети Интернет;
в течение 15 дней со дня получения указанного уведомления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о способе управления МКД.
Если решение общего собрания о выборе способа управления не принято или не реализовано либо общее собрание не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления отбирает новую управляющую организацию по итогам открытого конкурса. Если открытый конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся, допускается заключение договора управления МКД без проведения открытого конкурса (ч. 4 ст. 161, ч. 5, 6 ст. 200 ЖК РФ).
Прежняя управляющая организация в течение трех рабочих дней обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД, техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

Читайте также  Как можно использовать материнский капитал

Последствия введения в отношении управляющей организации процедур банкротства (до признания ее банкротом)
Введение в отношении управляющей организации процедур в деле о банкротстве, применяемых до признания должника банкротом (в частности, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), не является основанием для расторжения договора управления МКД, если такая организация исполняет надлежащим образом условия указанного договора (п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ; ч. 8 ст. 162 ЖК РФ; п. 1 ст. 27 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
В то же время собственникам помещений в МКД предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, а также принять решение о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7677/11 по делу N А65-11798/2010-СГ3-14).
Также следует учесть, что, в частности, внешний управляющий наделен правом отказаться от исполнения договора управления МКД в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления, если такой договор препятствует восстановлению платежеспособности управляющей организации или если исполнение управляющей организацией договора управления повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (п. п. 1, 2 ст. 102 Закона N 127-ФЗ).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector