Авторское право понятие содержание и защита

Авторское право понятие содержание и защита

Авторское право понятие содержание и защита

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

  • Они сохраняют свою узнаваемость как часть произведения даже при использовании их отдельно от произведения;
  • Они могут быть признаны результатом творческого труда автора сами по себе, отдельно от всего произведения.

К таким частям произведений могут быть отнесены, в частности, названия произведений, его персонажи, отрывки из текста, кадры из фильма и т.д.

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

  • оказание автору (соавтору) технической поддержки или другой помощи, которая не носит творческий характер;
  • руководство деятельностью автора, если оно не носило творческий характер.

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

  • Допускается свободное цитирование любого произведения, в том числе фотографического, «если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме»;
  • Под периодическим печатным изданием (подпункт 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ) понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К этому же относится и воспроизведение статей в сетевом издании или в иной, указанной в абз.3 ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием.

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
  • программы для ЭВМ;
  • решения, заключающиеся только в представлении информации.

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

  • по степени сходства обозначений;
  • степени однородности товаров.
  • при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров;
  • при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
  • «используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
  • длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
  • степень известности, узнаваемости товарного знака;
  • степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
  • наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом».

Для определения вероятности смешения используются, в том числе, и опросы обычных потребителей соответствующего товара.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Авторские права: что под защитой?

Украсть можно что угодно: деньги, машину или книгу. С книгой всё понятно — украли или нет, а с правами на книгу сложнее.

Книгу можно скачать из интернета и продавать самому, скачать и заменить автора на себя, а можно взять идею книги и написать свою. Не всё из этого нарушение авторских прав.

Нельзя на сто процентов сказать, что считать нарушением. В законе есть условия, как использовать чужую работу, при этом есть способы обойти условия, и это примет суд. С авторскими правами включается принцип: два юриста и три мнения.

Что защищает авторское право

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

Закон защищает автора с момента создания творения. Чтобы стать автором, не надо платить госпошлину, заполнять заявления и стоять в очереди. Создайте что-нибудь и будьте автором.

Что считать «созданием», в законе четко не сказано, но есть оговорка, что это результат творческого труда. В юридической практике так:

Создал = поработал головой и руками.

Вы придумали костюм для Валерия Леонтьева и сделали эскиз — отлично, вы под защитой.

Под защитой почти всё — от твита до подводной лодки. На юридическом называется так: произведение, результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации товаров и услуг. Для не-юриста это не важно.

Например, человек нарисовал картинку — это произведение. Компания зарегистрировала картинку как товарный знак — и это средство индивидуализации.

Что под защитой
Пример

Произведение науки, литературы и искусства

Статья, комикс, сценарий, лекция

Отзыв на услугу, селфи в инстаграме, комментарий в фейсбуке под постом

Фотография утюга на сайте магазина, инфографика, скульптура, чертеж моста

Программы, базы данных

Сайты, программный код, операционная система

Исполнения и фонограммы

Любые мелодии, постановки, варианты их исполнения

Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач

Изобретения, полезные модели и промышленные образцы

Метод зонной плавки металлов, газогенераторный твердотопливный котел, табурет

Топологии интегральных микросхем

Схема процессора, транзистора, трансформатора

Секреты производства (ноу-хау)

Всё, что под грифом «коммерческая тайна»

Фирменные наименования, товарный знак и знаки обслуживания, коммерческое обозначение

Названия компаний и продуктов, указатели в холле компании

Наименования мест происхождения товаров

Вологодское масло, шампанское, коньяк, пармезан

Морковь Каротель, свекла Бордо 237

Закону плевать на значимость, он защищает любое творение: комментарий в фейсбуке «Да ты олень» и исходный код Гугла. Еще для закона не важен размер — защищать целое творение или часть. Поэтому под защиту попадает любой куплет «Шкалят датчики» из песни Земфиры и песня целиком.

Что закон не защищает

Закон защищает не все творения, есть исключения.

Исключения
Примеры

Закон, судебные решения, конституция

Государственные и муниципальные символы

Флаги, ордена, гербы

Народные сказки, легенды, тосты, анекдоты

Сообщения о фактах, открытиях, геологическая информация о недрах

Расписание электричек, объявление в зале аэропорта, открытие Америки

Паскаль, Ява, Питон

Идеи, концепции, методы и принципы решения задач

Сложение, вычитание, деление

С исключениями не всё так просто, потому что есть пограничные случаи и работает принцип: «два юриста — три мнения».

Язык программирования — это исключение. Но если вы написали компилятор или интерпретатор для чужого языка, он войдет в категорию «программа для ЭВМ». Закон защищает эту категорию произведений.

Договор — это официальный документ, казалось, бы авторских прав на него нет. Это не всегда так. Допустим, юрист взял договор не из интернета, а составил свой: отказался от актов, сократил привычные юризмы, сверстал на страницу вместо десяти. Юрист сам создал договор, поэтому закон такой договор защищает.

Анекдоты — тоже исключение, а авторская шутка нет. Денис Чужой пошутил у себя в твитере, а портал «Адми» забрал шутку себе. Если шутка — авторское произведение, а не народный анекдот, использовать ее просто так нельзя. При использовании надо сослаться на автора и источник. Не факт, что суд будет на стороне Дениса, но попытаться можно.

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты
Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

Редактор предложил описать тарифы банка с заботой. Так, будто банк объясняет их друзьям, а не врагам, которые засудят банк за любую букву

«Идея на минус миллион» — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Но если бы идею защищали авторские права, в мире стало бы скучно. Раз использовать идею нельзя, не было был книг о любви после Ромео и Джульетты, ноутбуков после Эпла и парков после Диснея.

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

Прочитать комикс о человеке-Пауке, вдохновиться и нарисовать свой, но о человеке-Логике. В левой руке у него бритва Хэнлона, в правой — скальпель Оккама, на голове — чайник Рассела.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Законно
Незаконно

Процитировать 5 секунд рекламного ролика на лекции «Особенности создания сценариев для производителей прохладительных напитков» факультета рекламы

Вырезать 5 секунд ролика Кока-Колы и вставить в ролик, который рекламирует квас «Веселье»

Проиллюстрировать статью «8 комиксов из жизни с неожиданной развязкой» комик-стрипами Портшери

Отсканировать комиксы и выложить на сайт

Доказать правоту в споре о роли союзников во Второй мировой войне с помощью цитат современных историков

Написать реферат, где половина текста — цитаты историков, а ссылок на них нет

При цитировании нужна ссылка на источник, как в курсовых. Допустим, блогер нашел статью Дела и решил ее процитировать, правильно сделать так:

В цитате лучше использовать только часть произведения. Закон не говорит, как определить часть, зато говорит вот что: «в объеме, оправданном целью цитирования». Это значит, конкурент может опубликовать половину книги, но если автор подаст в суд, ему придется обосновать длину цитаты.

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Читайте также  Основные права и обязанности безработного гражданина

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.

Короче

Что надо помнить

Авторские права помогают защищать почти всё: от твита до подводной лодки.

Закон защищает автора с первой секунды создания макета, чертежа, эскиза или других объектов.

Закон не защищает идею и концепцию.

Что надо проверить

Если заметили, что конкурент использует ваш труд, убедитесь, что это:

4 ЧАСТЬ

Гражданского кодекса рассказывает о правах на интеллектуальную собственность

Защита авторских прав

Защита авторских прав — одна из наиболее востребованных тем, касающихся защиты интеллектуальной собственности, и, очевидно, что достаточно широкой аудитории интересно, что же скрывается за этим понятием.

Содержание:

  1. Соотношение терминов «защита» и «охрана»
  2. Способы защиты авторских прав
  3. Доказательства наличия авторских прав

Соотношение терминов «защита» и «охрана»

Это удивительно, но даже среди юристов можно часто встретить употребление терминов «защита» и «охрана» как тождественных друг другу. Некоторые юридические фирмы, не стесняясь, так и указывают в перечне услуг: «защита и охрана авторских прав» или «защита и охрана интеллектуальной собственности», используя эти слова в разном порядке в качестве взаимных слов-субститутов. И хотя среди учёных нет однозначного мнения о значении этих терминов, считать их равнозначными вряд ли правильно.

Анализируя положения части 4 ГК РФ, а именно ст. 1225 и ст. 1250 ГК РФ, можно заметить, что законодатель разграничивает понятия правовой охраны и защиты.

Так, согласно ст. 1225 ГК РФ, правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Далее указано, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

При этом норма ст. 1250 ГК РФ гласит, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом.

Даже исходя из этих скупых формулировок, очевидно, что понятие охраны включает в себя определённый правовой режим, в то время как под защитой понимаются конкретные предусмотренные законом действия в случае, если такое право нарушено.

По мнению Э. П. Гаврилова и И. А. Близнеца, под охраной права следует понимать установление правового режима , направленного на наиболее благоприятное осуществление авторских прав. В то время, как под защитой следует понимать меры , которые применяются в том случае, когда такое право нарушено или оспорено [1] .

Аналогичное толкование даёт А. П. Сергеев, употребляя категории «охрана в широком смысле» и «охрана в узком смысле». По мнению учёного, к охране в широком смысле относятся помимо правовых, в том числе и меры политического, экономического и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. При этом «охраной в узком смысле» по мнению А. П. Сергеева являются предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и на защиту в случае их нарушения и оспаривания. То есть под «охраной в узком смысле» в этом случае предполагается именно защита [2] .

И хотя мнение учёных — юристов, пусть и крайне авторитетных не является истиной в последней инстанции, представляется, что в совокупности с положениями действующей редакции ч. 4 ГК РФ, именно такое толкование терминов «охрана» и «защита» наиболее полно отражает действительность.

Способы защиты авторских прав

Прежде всего, следует отметить, что авторское право — это, на самом деле, не одно монолитное право, а комплекс правомочий, состоящий из личных неимущественных прав, исключительного права и иных прав.

Соответственно, выбор способа защиты нарушенного права во многом зависит от того, какое именно право было нарушено.

В основном, когда говорят о защите авторских прав, то подразумевается защита именно нарушенного исключительного авторского права в связи с неправомерным использованием произведения (например, использование фотографии без разрешения правообладателя).

В случае нарушения исключительного права, правообладатель вправе предъявить к нарушителю требования:

  • о признании права;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • о возмещении убытков;
  • о взыскании специальной компенсации за нарушение исключительных прав (вместо возмещения убытков);
  • об изъятии материального носителя, в котором выражено нарушение;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Разумеется, самый популярный вариант — взыскание компенсации либо в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, либо в двукратном размере, т. к. в этом случае доказывать размер причинённых нарушением убытков не требуется. При этом стоит отметить, что крупный доказанный размер убытков будет дополнительным обстоятельством, влияющим на увеличение размера определяемой компенсации.

Защита личных неимущественных прав, согласно ст. 1251 ГК РФ, осуществляется путём:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении.

При этом защита чести, достоинства и деловой репутации автора также возможна в соответствии со ст. 152 ГК РФ.

Доказательства наличия авторских прав

Поскольку авторские права (за исключением прав на программы для ЭВМ и базы данных) в РФ не регистрируются, эффективная защита авторских прав невозможна без доказывания наличия права на защиту этих прав у лица, обращающегося за защитой в суд.

Собственно, в предмет доказывания по делам о защите исключительных входят: наличие у истца исключительного права или права на предъявление такого требования [3] и непосредственно факт использования объекта интеллектуальной собственности ответчиком.

Поэтому крайне важно заблаговременно предпринять меры по фиксации наличия своих авторских прав — до возникновения проблемных ситуаций, когда такое доказывание может стать затруднительным.

Такими способами обеспечения доказательства авторства и наличия исключительных прав, в частности, являются:

  • Указание имени автора на экземпляре произведения при опубликовании;
  • Обнародование произведения под своим именем;
  • Подготовка письменных доказательств (например, договор о предоставлении права использования произведения);
  • Нотариальное удостоверение с фиксацией на дату предъявления документа;
  • Депонирование произведения;
  • Иные способы.

Некоторые доказательства авторства не требуют какой-то отдельной сложной процедуры, а возникаются непосредственно в ходе рабочего процесса. Так, фотограф может доказать своё авторство при предоставлении оригинальных полноразмерных необработанных фотографий (и не обязательно RAW), предоставления доказательств наличия у него резервных копий файлов в онлайн-хранилище на более раннюю дату и т.п.

Подробнее о способах обеспечения доказательств авторства — в материале «Обеспечение доказательств авторства».

  1. ↑Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав, Российская юстиция, № 11, 1999
  2. ↑под. Ред. Ю.К. Толстого, А. П. Сергеева, Гражданское право, СПб, 1996 — С 240
  3. ↑В силу п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», «При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».

Авторские и смежные права

Итак, как обычно отталкиваемся от буквы закона, а именно Части VI Гражданского кодекса РФ. Согласно Закону авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Кроме того, это результаты научных и конструкторских разработок, а также программы для ЭВМ и базы данных. Сюда же стоит отнести произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие карты, планы эскизы. Следует также упомянуть так называемые «производные» произведения: (переводы, обработки , аранжировки и иные переработки) и «составные» (сборники, энциклопедии и т.д.).

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь! Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

У всего творческого есть свой автор. Физическое лицо, чьим интеллектуальным трудом творение создано. Причем творение (произведение) может быть создано несколькими авторами (соавторство), чьи взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Нельзя забывать также еще иных субъектов — физических или юридических лиц, кому могут быть переданы права на нетленное творение: наследники, работодатели, заказчики, продюсеры, издатели и т.д.

Следовательно, у автора(ов) изначально есть все предписанные законом права на созданное им произведение, которые заслуживают отдельного внимания.

Указанные правомочия разделены на две категории. Это, прежде всего, личные неимущественные права, принадлежащие автору:

  • право признаваться автором про
  • изведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Данная категория правомочий неотчуждаема, однако, безусловно, требует соблюдения третьими лицами.

Особое внимание следует обратить на совокупность исключительных прав на использование произведения имущественного характера. Автор имеет право, как осуществлять самостоятельно, так и запрещать другим следующие действия:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения (право на переработку).

Данный объем прав может передаваться (за вознаграждение) другому лицу, как целиком, так и по частям. К примеру, может быть передано право лишь на воспроизведение и распространение фотографических снимков в периодическом издании. Чем, кстати, в большинстве случаев пренебрегают.

И, конечно, ничто не вечно, в том числе и авторские права. За исключением ряда случаев авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Прогресс технический и законотворческий привел к возникновению института «смежных прав». Эти права, будучи отличны от авторских, непосредственно с ними связаны. Остановимся лишь на некоторых основных моментах.

Исторически первыми обладателями смежных прав были исполнители — актеры, певцы, музыканты, танцоры, исполняющие различными способами произведения литературы и искусства, а вслед за ними также режиссеры-постановщики, дирижеры и т.д.

Подобно автору исполнитель обладает исключительными правами, в число которых входят:

  • личные неимущественные права – право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
  • имущественное право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Имущественные права относятся к категории исключительных и позволяют исполнителю разрешать или запрещать в отношении его исполнений:

  • запись ранее не записанного исполнения или постановки;
  • воспроизведение (тиражирование) на различных носителях (на компакт-дисках, на видеокассетах и т.д.);
  • распространение экземпляров записи исполнения путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам;
  • прокат записей исполнения, передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио) и сообщение для всеобщего сведения по кабелю (по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете и т.д.)

С момента возникновения первых звукозаписывающих устройств возникла потребность в защите интересов и прав следующих субъектов — производителей фонограмм.
Создание первого радиоприемника привело к необходимости предусмотреть охрану прав организации эфирного или кабельного вещания.

Производителю фонограммы, равно как и упомянутым организациям вещания, принадлежат исключительные права на использование созданных фонограмм и транслируемых передач.

Итак, передаются только имущественные авторские или смежные права. Они могут передаваться по договору, переходить по наследству, по «трудовым» и по другим гражданско-правовым основаниям.

Основное правило, которое нужно помнить: АВТОРСКИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЮТСЯ ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРУ. Даже если речь идет о служебном произведении, т.е. автор создает некое творение в рамках своих должностных обязанностей и за заработную плату. Здесь важно учитывать, чтобы должностные обязанности по трудовому договору совпадали с характером созданного произведения.

Несколько слов о содержании авторского договора. Подобный договор должен в обязательном порядке содержать ряд СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ. В данном случае это характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный), объем передаваемых прав с указанием конкретных правомочий (например, право на воспроизведение, тиражирование и т.д.), срок и территорию передаваемых прав и, конечно же, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Данный перечень условий не является исчерпывающим.

Общее обязательное правило: форма договора должна быть письменная. Причем не имеет значения, является ли это самостоятельным соглашением или специальным разделом иного договора, скажем на оказание рекламных услуг.

Еще одна особенность. Данный договор, также как и факт создания, не требует государственной либо нотариальной регистрации. Следовательно, при внимательном отношении к законным правам людей, чьему творчеству мы обязаны своим успехом, можно избежать многих неприятностей и проблем.

Авторское право: как защитить свои работы

Мы уже рассказывали об авторских правах на музыку и о том, как законно включать музыку в кафе или ресторане . Сегодня расскажем о том, можно ли украсть чужую идею и как автору защитить права на своё творение.

Что защищает авторское право

Защищать нужно не только музыку, стихотворения, картины, но и комиксы, фотографии, сценарии, дизайнерские композиции, швейные модели и т.д. Всё, что создано творческим трудом, защищено авторским правом. Авторские права автоматически возникают с момента создания произведения.

Объекты авторских прав перечислены в 1259 статье Гражданского кодекса . В статье указаны не все объекты, на самом деле их больше. Закон не может предусмотреть все возможные произведения. Например, мем или авторская шутка не указаны в 1259 статье, но даже они охраняются авторским правом. Ведь это результат творческого труда.

И запись и комментарий к ней можно считать авторской шуткой, которую охраняет авторское право. Однако автора шутки в интернете бывает трудно установить.

Защищает ли авторское право идею

Хорошую идею грех не использовать. Предприниматели любят заимствовать чужие идеи и на их основе строить свой бизнес. Это проще, чем придумать что-то кардинально новое. Если один предприниматель взял идею другого и создал своё дело, нет оснований его наказывать.

Но если идея обретает форму изобретения или полезной модели, то она может быть запатентована.

Например, твидовый жакет придумала легендарная Коко Шанель. Фирменные жакеты от Шанель стоят кругленькую сумму. Индивидуальный предприниматель Ольга выпускает на своей швейной фабрике твидовые жакеты, которые стоят 1 500 — 2 000 руб. Ольга вдохновилась идеей французского модельера и выпускает одежду, доступную любой девушке.

Представим, что директор швейной фабрики ночью пробрался в цех Шанель и скопировал бумаги, содержащие уникальную технологию производства. Теперь его твидовые жакеты абсолютно идентичны жакетам от Шанель. Директор не нарушил авторское право, но он нарушил патентное право. И еще совершил уголовное преступление.

Промышленные изобретения и модели охраняет патентное право. Если процесс производства какого-то товара конкретно описан, обладает новизной, его можно запатентовать как полезную модель. Украсть чертежи, значит нарушить право патентообладателя.

Есть идеи, которые не получится защитить даже патентным правом. Один предприниматель придумал упаковывать носки в консервные банки. Он хотел, чтобы никто так больше не делал, и попытался запатентовать «консервированные носки». Тогда любой, кто повторил идею, обязан был бы платить ему вознаграждение. Однако ничего не вышло. Начни он так делать, его окружили бы производители консервированных ананасов и консервированного горошка. И все дружно стали бы отстаивать своё право на упаковку в банки.

Что не защищает авторское право и что не будет считается нарушением чужих прав

Авторское право защищает не всё. В п.6 ст. 1259 ГК перечислены объекты, которые не защищены авторским правом. Это судебные решения, флаги и гербы, новости и расписания маршруток, народные тосты и анекдоты. Такие объекты можно распространять и использовать.

Например, Иван — ИП, ведущий на свадьбах и корпоративах. Однажды Иван вёл абхазскую свадьбу, на которой присутствовала тысяча человек. В ходе программы он произнёс: «Мудреца спросили: Когда отношения между мужем и женой хорошие? Когда муж не слышит, что говорит жена, а жена не видит, что делает муж, — ответил мудрец». Это был тост, т.е. народный фольклор, который не имеет конкретного автора. Иван не нарушил чужие авторские права. А выдай Иван за свою шутку, которую подглядел в чужом твиттере, то он нарушил бы права автора.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и процессы, открытия и факты. От этой нормы страдают, к примеру, разработчики телешоу. В некоторых странах — Великобритании, США — концепцию шоу можно защитить. Но не в России и не в других странах романо-германской правовой семьи. Поэтому разработчики телешоу Топ-модель по-американски вряд ли что-то смогут поделать с тем, что концепцию их шоу полностью повторяет Топ-модель по-украински. Неоднократно зарубежные правообладатели форматов телепередач подавали в суд на российские телекомпании, выпускающие аналоги, и проигрывали в силу этой нормы.

Что не относится к нарушению авторских прав

Закон допускает, что иногда охраняемые объекты авторских прав можно использовать без разрешения правообладателя. И вознаграждение автору платить не нужно. Самые распространённые случаи использования чужих произведений — это цитирование и пародии. Они не считаются нарушением закона.

Цитирование. Закон допускает, что чужие цитаты будут использоваться в научных, учебных или публицистических целях. Но объём цитаты должен быть оправдан такими целями. Если дойдёт до суда, оправданность цитирования устанавливает суд. Используйте цитаты обдуманно и всегда указывайте автора.

Например, автору этой статьи так понравилась цитата эксперта по авторским правам, что он решил опубликовать её в своей юридической группе ВК. Автор статьи указал, что цитата принадлежит другому человеку. Группа создана специально для разъяснения юридических вопросов, поэтому цитата здесь к месту. Такое использование не является нарушением авторского права.

А если бы автор статьи разместил цитату в группе про натяжные потолки, и к тому же выдал её за свою, то у Андрея Макарова появились бы основания для претензии.

Пародии. Статья 1274 ГК допускает создание пародий без согласия правообладателя. Но есть два момента, которые лучше разобрать на примере.

Например, Ксения, владелица студии красоты, записала ролик для рекламы своей студии. В нём одна из сотрудниц Ксении пародирует Ольгу Бузову и приглашает клиентов в студию. Пародия на какого-то известного человека никогда не повлечет нарушение авторских прав, поскольку человек не может являться объектом авторских прав.

Ксения записала ролик, в котором её сотрудники пародируют не саму Ольгу Бузову, а её песню «Мало половин». Песня — это объект, который охраняет авторское право. Если Бузова подаст иск, Ксении придётся доказывать, что песня в ролике — всего лишь пародия.

Другие исключения перечислены в 1274 статье ГК .

Как защитить свои авторские права

Казалось бы, закон надёжно охраняет товарные знаки, патенты, произведения, изобретения. Однако права на них регулярно нарушаются. Чтобы этого избежать, лучше обезопасить своё творение.

Для защиты объектов авторского права идеально подходит депонирование. Депонирование — это хранение образца авторского произведения. «Задепонировать» — значит отдать экземпляр авторского произведения кому-то на хранение. Раньше образцовые варианты хранили нотариус или почта, которым направляли экземпляр произведения в запечатанном конверте. Сейчас это специализированные организации.

Современные авторские произведения хранятся в электронном виде. Поскольку произведений много, они объединяются в реестр. В случае спора можно затребовать экземпляр из реестра судебным запросом. Хранитель реестра сообщит суду дату предоставления оригинала. Подлинным будет считаться более ранний экземпляр.

Раньше услугу депонирования оказывало Российское авторское общество. С 2018 года РАО больше этим не занимается. Сейчас есть несколько независимых автоматизированных реестров по депонированию объектов авторских прав.

Зарегистрироваться на сайте: ввести ФИО, адрес электронной почты и придумать пароль.

Зарегистрировать объект: указать название и добавить файл с произведением в последней редакции. Если захотите внести правки, придётся заново регистрировать объект.

Оплатить. Регистрация одного файла весом до 250 мб обойдётся в 1 000 руб.

Получить свидетельство о депонировании.

Защита произведения будет действовать 70 лет.

Процедура депонирования в n’RIS аналогичная. Стоимость услуги начинается от 990 руб.

Еще для предупреждения нарушений можно использовать знак охраны авторского права © и различные предупреждающие надписи. Но это плохо отпугивает потенциальных нарушителей.

Что делать, если авторское право нарушено

В ваше кафе зашел Константин Ивлев, поел супчик и сфотографировался на фоне заведения. Вы разместили это фото в группе ВК, инстаграмм и фейсбуке. Для вас это отличная реклама. Вскоре вы увидели своё фото на сайте кафе-конкурента. Ваше авторское право было нарушено. Порядок действий в подобной ситуации:

Составьте претензию. Если автор и нарушитель — ИП либо юрлица, претензия обязательна. Порядок составления претензии свободный. Изложите суть нарушения и чётко сформулируйте требования. Можно потребовать удалить фото, поставить авторство и ссылку на сайт автора, либо выплатить денежную компенсацию. Согласно ст. 1301 ГК , компенсация составляет от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. Обычно за 1 фото автор требует выплатить 10-20 тыс. руб.

До отправки претензии нарушителю обратитесь к нотариусу, чтобы он зафиксировал факт нарушения авторских прав. Бывает, что нарушитель получает претензию и моментально всё удаляет из сети. И никакой компенсации не платит. Тогда нужно обращаться в суд, а без нотариального осмотра ничего не получится доказать.

Отправьте претензию. Лучше отправлять не по электронной почте, а письмом с уведомлением о вручении. Так у нарушителя будет меньше шансов сослаться на то, что он не получил претензию.

Если нарушитель претензию проигнорировал, либо не согласился с требованиями, обращайтесь в суд. В суде будьте готовы доказать своё авторство. Поэтому всегда оставляйте на фото водяные знаки. Ещё пригодится свидетельство о депонировании.

Споры о нарушении авторских прав — не редкость. Суды часто встают на сторону авторов и присуждают к выплате разные суммы компенсаций.

Коротко о главном

Авторское право защищает всё, что создано творческим трудом, будь то песня, сценарий, комикс или авторский мем.

Авторские права возникают с момента создания произведения. Специальной регистрации не требуется.

Закон не защищает судебные решения, флаги и гербы, фольклор, новости и т.д.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и методики, открытия и факты.

Цитирование и пародирование, по общему правилу, не считаются нарушением авторских прав.

Для защиты своего произведения воспользуйтесь сервисами IREG или n’RIS. Они произведут депонирование и выдадут свидетельство.

Там, где бессильно авторское право, попробуйте задействовать патентное право. Если идея, концепция или метод отвечает признакам промышленного образца или полезной модели, её можно запатентовать.

Уникальный метод может сойти за секрет производства (ноу-хау). Его не нужно регистрировать. Главное — коммерческая ценность и полная конфиденциальность. На предприятии должны быть разработаны локальные акты, посвященные ноу-хау и его охране.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector