Анонимное оказание медицинских услуг

Анонимное оказание медицинских услуг

Анонимное оказание медицинских услуг

Анонимное оказание медицинских услуг

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2017 г. N 17-1/3717-1 О возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно, в том числе медицинскими организациями, не участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий

Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения рассмотрел обращение по вопросу о возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно, в том числе медицинскими организациями, не участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий, и сообщает.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минздрав России действующим законодательством не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обращает внимание, что действующим законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования анонимное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования застрахованным лицам не предусмотрено.

Так, согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ) в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Частью 5 статьи 44 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов как в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Росздравнадзор считает неприемлемым анонимное оформление информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство в связи с возможностью выявления опасной для жизни пациента патологии (например, онкологической). В такой ситуации оповещение пациента о результатах медицинского исследования с учетом сохранения врачебной тайны, а также организации оказания необходимой медицинской помощи такому пациенту представляются невыполнимыми.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 84 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, в том числе анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом для медицинских организаций, не участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Федеральным законом N 323-ФЗ запрета для оказания платных медицинских услуг анонимно не установлено.

Необходимо отметить, что частью 1 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Однако, в случаях, определенных частью 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ, предоставление составляющих врачебную тайну сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается (с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных), в том числе по запросу органов дознания и следствия, суда или прокуратуры, а также в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Таким образом, оформление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы «Фамилия, имя, отчество» является недопустимым.

Второму адресату: для сведения.

Заместитель директора Департамента
организации медицинской помощи
и санаторно-курортного дела
Е.В. Каракулина

Обзор документа

Минздрав России считает недопустимым составление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы «Фамилия, имя, отчество».

Неприемлемо анонимное оформление информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство в связи с возможностью выявления опасной для жизни пациента патологии (например, онкологической). В такой ситуации оповещение пациента о результатах медицинского исследования с учетом сохранения врачебной тайны, а также организации оказания необходимой медпомощи представляются невыполнимыми.

Отмечено, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Однако в отдельных случаях предоставление составляющих врачебную тайну сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается в т. ч. по запросу органов дознания и следствия, суда или прокуратуры, а также в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Анонимность при оказании платных медицинских услуг: противоречия законодательства

Недавно попалась одна статья про анонимность при оказании медицинской помощи, которая побудила на определенные размышления.

Теперь Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

5. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

То же самое есть и в постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», так как оно вытекает из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Авторы 323 ФЗ, внесшие норму про анонимность, видимо, посчитали что на ГК РФ можно и не оглядываться.

Обращает на себя и следующее обстоятельство: если медицинская организация участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то право на анонимность возникает.

Если не медицинская организация подобным не занимается, то ни о какой анонимности вообще речь не может идти. В данном случае действует правовой принцип: что не разрешено – запрещено.

Платные медицинские услуги предоставляются в рамках гражданских правоотношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ.

Действия к пользе и по заданию потребителя (классический договор) или назначенного им третьего лица (договор в пользу третьего лица) в рамках гражданских правоотношений обмениваются на денежные средства потребителя.

Из Гражданского кодекса вытекает, что никакой анонимности при оказании медицинских услуг быть не может (1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем….). Использование псевдонима в федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ нигде не оговорено, следовательно, он (федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;) и постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» в части анонимности противоречат Гражданскому кодексу РФ, имеющему неформальный статус экономической конституции государства. Значит, Гражданский кодекс по своей юридической силе перевешивает Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

В приказе Минздрава России от 15.12.2014 № 834н есть ссылка, что форма N 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» заполняется на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность пациента(ки). Но это приказ в части обязанности медицинской организации, а не пациента.

Кроме того, сначала заключается договор, а лишь потом оформляется медицинская документация.

В рамках платных медицинских услуг медицинская организация не может проверить документы гражданина, она может только попросить их предъявить.

Право проверки документов есть у полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

Из всего этого следует: если гражданин не хочет сообщать свое имя (фамилию), то с ним договор на оказание платных медицинских услуг не заключается, т.к. это противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и в них не содержится процедуры оформления договорных отношений на условиях анонимности.

Кто начинает из граждан «качать права» про анонимность со ссылкой на п. 5 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, то приводится контрдовод из Гражданского кодекса РФ.

Гражданин может назвать не свое имя, поступая тем самым противоправно, но проверять достоверность данных этого гражданина – не обязанность медицинской организации. Эти данные вписываются в договор со слов гражданина.

Если потом у гражданина появятся какие – либо потребности и интересы, например, медицинская услуга оказана некачественно, то он тем самым создает себе проблемы , а не для медицинской организации.

Мне представляется, что выход из противоречия законодательства следующий:

— убрать из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ право на анонимность;
— внести в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ право гражданина на использование псевдонима.

А что вы думаете по этому поводу? Как выйти из противоречия законодательства?

В статье «Правовой режим анонимного оказания медицинских услуг» было предложение:
«Пациент, желающий получить медицинскую услугу на анонимной основе, уведомляет об этом администратора клиники при обращении на прием. Оформление договора на оказание медицинских услуг, а также первичной медицинской документации в этом случае осуществляется в общем порядке с указанием вместо фамилии, имени, отчества и иных персональных данных пациента только серии и номера его паспорта. Серия и номер паспорта гражданина РФ указываются при предъявлении паспорта пациентом, при этом все остальные данные закрываются пациентом. Результаты анализов, полученные в процессе оказания анонимной медицинской услуги, любые выписки из медицинской карты, копии медицинской карты, медицинские справки и заключения могут быть получены только самим пациентом лично и только при предъявлении серии и номера паспорта».

«. противоречат Гражданскому кодексу РФ, имеющему неформальный статус экономической конституции государства. Значит, Гражданский кодекс по своей юридической силе перевешивает Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ». Это, по всей видимости, цитата из докторской диссертации Алексея Валентиновича по юридической специальности — свежая идея!
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья
2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Приоритет специальной нормы перед общей относится к общеправовым принципам разрешения коллизий между правовыми нормами.
Юристу, даже медицинскому, необходимо изучить теорию права. Я бы рекомендовал для тщательного изучения классический университетский учебник под ред. М. Н. Марченко «Теория государства и права». Сам изучал теорию государства и права по этому учебнику. Все изложено достаточно доходчиво.

PS. «Из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении правовой позиции следует, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией Российской Федерации (статья 76, часть 3) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений».
«В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из того, какой из этих актов предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии» (Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 439-О).

Евгений Колточник пишет :
«. противоречат Гражданскому кодексу РФ, имеющему неформальный статус экономической конституции государства. Значит, Гражданский кодекс по своей юридической силе перевешивает Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ». Это, по всей видимости, цитата из докторской диссертации Алексея Валентиновича по юридической специальности — свежая идея!
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья
2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Приоритет специальной нормы перед общей относится к общеправовым принципам разрешения коллизий между правовыми нормами.
Юристу, даже медицинскому, необходимо изучить теорию права. Я бы рекомендовал для тщательного изучения классический университетский учебник под ред. М. Н. Марченко «Теория государства и права». Сам изучал теорию государства и права по этому учебнику. Все изложено достаточно доходчиво.

Докторской и кандидатской нет, а публикаций по темам медицинской юриспруденции за 300, переводов с английского по этой же тематике, а также по организации здравоохранения за 150. Недавно выложил из архива: Системы отчетности — средство повышения безопасности медицинской деятельности .

Конечно, похвально изучение учебников, тем более в доходчивом варианте . Оттуда берутся теоретические знания .

Жаль, что в этом учебнике не было ссылки на упоминаемую мною статью 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Для изучающих ТгиП по учебникам привожу статью 84 в большем объеме.

Статья 84. Оплата медицинских услуг

8. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей «.

Обратимся к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Больше дискутировать по обозначенному вопросу не намерен. Пустое. К чему время тратить.

Возможно ли оказание медицинских услуг анонимно

Анонимное оказание медицинских услуг предполагает, что пациент для их получения не предъявляет документ, удостоверяющий его личность и, соответственно, его персональные данные не заносятся в медицинские документы. Почему не все виды медицинской помощи можно получить анонимно, и какие именно можно — расскажем ниже.

Риски анонимного лечения

Несмотря на то, что анонимное лечение прямо законом не запрещено, Министерство здравоохранения уже не раз высказывалось по поводу нежелательности оказания медицинских услуг пациенту без сбора его персональных данных.

Во-первых, согласно действующему законодательству, одним из обязательных для проведения многих медицинских вмешательств условий является получение информированного добровольного согласия (ИДС) пациента, данного в письменной форме.

Информированное добровольное согласие дается на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи ( ч. 1 ст. 20 Закона N 323-ФЗ).

При этом в согласии должны быть в обязательном порядке указаны персональные данные лица, которое его дает (ч. 1, 2 ст. 44 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).

Если персональные данные лица в согласии не указаны, оно будет считаться недействительным. Учреждение, оказывающее медицинскую услугу без надлежащим образом оформленного ИДС пациента, может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья.

В частности, статья КоАП РФ 6.32 предполагает ответственность за нарушение обязанности отбора ИДС при искусственном прерывании беременности.

Вторым важным аргументом является то, что в случае выявления у пациента угрожающей жизни патологии (например, онкологического характера) в условиях анонимности не всегда будет возможным сообщить пациенту данные о его диагнозе, а также организовать оказание своевременной медицинской помощи без разглашения врачебной тайны.

Третий аргумент против — трудности в защите пациентов своих прав.

В договорах на оказание медицинских услуг в графе «заказчик», как правило, проставляется отметка «анонимно». И если при анонимном лечении возникли осложнения, связанные с назначением препаратов или проведенными процедурами, доказать факт нарушения будет достаточно сложно ввиду того, что придется доказывать и факт того, что данная услуга и данный препарат были оказаны/назначены именно тому пациенту, у которого возникли осложнения.

Обязательное медицинское страхование и анонимность

Медицинская помощь в рамках ОМС анонимно не оказывается, так как в сфере ОМС ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах (в частности, Ф.И.О., дате рождения, данных удостоверяющего личность документа, месте жительства) и об оказанной им медицинской помощи.

Анонимное оказание медицинских услуг

Предоставление платных медицинских услуг анонимно возможно медицинскими организациями, как участвующими, так и не участвующими в реализации программы (в том числе территориальной) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 2 ч. 5 ст. 84 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; Письмо Минздрава России от 09.06.2017 N 17-1/3717-1).

При анонимном оказании медицинских услуг возможно оформление документов с использованием, например, цифрового кода пациента. Так, цифровой код без указания Ф.И.О. применяется при анонимном (без паспорта или иного удостоверяющего личность документа) тестировании на ВИЧ-инфекцию (п. 5.9.2 Правил СП 3.1.5.2826-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 N 1).

К медицинским услугам, которые оказываются анонимно, можно отнести:

  • проведение лабораторных, инструментальных исследований, в том числе, на ВИЧ-инфекцию;
  • амбулаторное и стационарное лечение больных наркологического профиля;
  • амбулаторное и стационарное лечение пациентов венерологического профиля и т.п.

Если гражданин воспользовался платными медицинскими услугами анонимно, он не сможет получить социальный вычет по НДФЛ, поскольку не указываются его персональные данные в документах, подтверждающих расходы на оказание медицинских услуг, что не позволяет идентифицировать его как лицо, осуществившее данные расходы ( пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Как воспользоваться социальным налоговым вычетом на лечение? Узнать →

О письме Минздрава РФ по вопросу оформления документации при анонимном оказании платных медицинских услуг

Уважаемые читатели! Информируем Вас о том, что Минздравом России направлено письмо по вопросу о возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно (Письмо Минздрава от 09.06.2017 № 17-1/3717-1 (далее – Письмо № 17-1/3717-1).

В указанном письме Минздрав сообщает, что оформление информированного добровольного согласия (далее – ИДС) на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы «Фамилия, имя, отчество» является недопустимым (данное разъяснение касается как медицинских организаций участвующих, так и не участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий (далее – Программы)).

По мнению Факультета Медицинского Права, указанный вывод Минздрава РФ хоть и является верным, однако носит формальных характер и в Письме № 17-1/3717-1 он не аргументирован надлежащим образом (приведенные доводы являются непоследовательными и недостаточными).

В связи с этим, фактически, вопрос о том, каким образом все-таки должна быть оформлена медицинская документация (в том числе, ИДС на медицинское вмешательство) при оказании анонимной медицинской помощи за плату остался в Письме № 17-1/3717-1 не разрешенным.

При этом, напомним, что на сегодняшний день актуальным и дискуссионным является и вопрос о том может ли вообще анонимная медицинская помощь оказываться за плату (при том, как частными медицинскими организациями, так и участвующими в реализации Программ).

Подробнее о Письме № 17-1/3717-1

К числу основных доводов, которыми Минздрав аргументировал вывод о том, что оформление ИДС на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы «Фамилия, имя, отчество» является недопустимым относятся следующие:

Читайте также  Каковы последствия выхода из членов садоводческого товарищества?

Из ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ) следует, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача пациентом (его законным представителем) ИДС на такое медицинское вмешательство.

Минздрав, ссылаясь на позицию Росздравнадзора, указал на то, что анонимное оформление ИДС гражданина на медицинское вмешательство является неприемлемым в связи с возможностью выявления опасной для жизни пациента патологии (например, онкологической), поскольку в такой ситуации оповещение пациента о результатах медицинского исследования с учетом сохранения врачебной тайны, а также организация оказания ему необходимой медицинской помощи будут являться невыполнимыми.

Кроме того, в Письме № 17-1/3717-1 сообщается, что действующим законодательством РФ в сфере ОМС анонимное оказание медицинской помощи в рамках ОМС застрахованным лицам не предусмотрено, поскольку в сфере ОМС ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам (ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Вместе с тем, Минздрав указал на то, что в соответствии со ст. 84 ФЗ № 323-ФЗ медицинские организации, участвующие в реализации Программ имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, в том числе анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ ( примечание: под исключительными случаями в данной ситуации понимаются те случаи, когда анонимная медицинская помощь должна быть оказана пациенту без взимания платы, а не те случаи, когда медицинская помощь не может быть оказана анонимно. Информация о таких случаях будет представлена ниже в настоящей статье ).

Также обращается внимание на то, что в ФЗ № 323-ФЗ не установлено запрета для оказания платных медицинских услуг анонимно медицинскими организациями, не участвующими в реализации Программ.

В то же время, Минздрав напоминает о том, что ч 1 ст. 13 ФЗ № 323-ФЗ определено, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Однако, в случаях, определенных ч. 4 ст. 13 ФЗ № 323-ФЗ, предоставление составляющих врачебную тайну сведений без согласия гражданина (его законного представителя) допускается (с учетом требований законодательства РФ о персональных данных), в том числе по запросу органов дознания и следствия, суда или прокуратуры, а также в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Кратко о позиции Факультета Медицинского Права по вопросу анонимного оказания медицинской помощи

По нашему мнению, в настоящее время однозначной и бесспорной является законность получения (предоставления) только бесплатной анонимной медицинской помощи в определенных случаях, прямо установленных законодательством РФ. К таковым относятся:

  • анонимное тестирование на ВИЧ в государственных медицинских учреждениях (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
  • анонимное лечение больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией (а также прием граждан, обращающихся за профилактической медицинской помощью) в наркологических учреждениях и подразделениях (Приказ Минздрава России от 23.08.1999 № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях»)).

Легальность же предоставления анонимной медицинской помощи за плату (при том как частными медицинскими организациями, так и теми медицинскими организациями, которые участвуют в реализации Программ) находится под большим вопросом в связи с отсутствием соответствующей правовой регламентации (как было указано в Письме № 17-1/3717-1, в ФЗ № 323-ФЗ есть лишь номинальное указание на то, что медицинские организации, участвующие в реализации Программ имеют право оказывать пациентам анонимную медицинскую помощь за плату. А в отношении правомерности оказания таких анонимных услуг частными медицинскими организациями нет вообще никакой регламентации, но, при этом, нет и прямого запрета).

Факультет Медицинского Права придерживается позиции о то, что все-таки анонимно могут оказываться не только прямо названные в нормативных правовых актах бесплатные медицинские услуги.

Полагаем, что анонимно медицинскими организациями (как участвующими, так и не участвующими в реализации Программ) могут оказываться платные консультативные услуги, в виду того, что обычно они не влекут серьезных правовых последствий для сторон. Полагаем, что в таком случае медицинские документы, в том числе и ИДС на медицинское вмешательство, могут быть заполнены полностью (то есть с указанием ФИО и иных данных пациента) со слов пациента, без предъявления последним документа, удостоверяющего личность (это позволит пациенту сохранить свою конфиденциальность, поскольку последний может представиться вымышленным именем и т.д.).

При этом, важно учитывать, что оказание даже консультативной медицинской помощи анонимно несет в себе ряд правовых рисков как для пациента, так и для медицинской организации.

Также обращаем внимание, что пациент в любом случае не вправе требовать оказания ему медицинской помощи за плату анонимно. Предоставление такой помощи может быть осуществлено или не осуществлено исключительно по усмотрению (и на риск) непосредственно медицинской организации, поскольку последняя вправе, как минимум, потребовать пациента предъявить паспорт для заключения договора об оказании платных медицинских услуг (потому что является стороной такого договора и управомочена при его заключении удостовериться в личности пациента, как контрагента (второй стороны) по договору).

Особенности предоставления платных медицинских услуг

Наиболее важным компонентом жизни любого человека является здоровье. Как правило, существует ряд факторов, так или иначе, негативно влияющих на наше здоровье. К таким факторам относятся: наследственные заболевания, влияния окружающей среды, эпидемии и т.п. В связи с чем, возникает необходимость обращений за медицинской помощью в специализированные медицинские учреждения. В современных условиях жизни становится очевидным, что не всегда удобно и возможно получить своевременную медицинскую помощь бесплатно. Таким образом, данная категория отношений входит в разряд, регулируемых Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ) отношений.

Ведь по определению, которое дает вышеуказанный Закон РФ, потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом, отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, регулируются также Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила).

Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

Ввиду того, что, как и все услуги, медицинские также не всегда оказываются качественными, потребителю необходимо знать о своих правах и способах их защиты.

Начнем с того, кто же является второй стороной, оказывающей платные медицинские услуги, т.е. исполнителем.

«Исполнитель» — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации — юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя ( законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика — физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

В случае, если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

В случае, если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

В случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца).

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

Порядок расторжения договора на оказание медицинских услуг

В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг, договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Порядок предоставления платных медицинских услуг

Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Ответственность исполнителя за оказание медицинских услуг ненадлежащего качества

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

Потребители вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

— назначить новый срок оказания услуги;

— потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

— потребовать исполнения услуги другим специалистом;

— расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае выявления недостатков оказанной услуги в течение гарантийного срока, потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю (медицинскому учреждению) с одним из следующих требований:

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;

— отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований).

В случае отказа медицинским учреждением добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ).

Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ).

Анонимное оказание платных медицинских услуг

В письме Минздрава РФ от 09.06.2017 №17-1/3717-1 дан ответ на вопрос о возможности оформления медицинской документации при оказании платных медицинских услуг анонимно, в том числе медицинскими организациями, не участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Логика Минздрава РФ следующая. В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Росздравнадзор считает неприемлемым анонимное оформление информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство в связи с возможностью выявления опасной для жизни пациента патологии (например, онкологической). В такой ситуации оповещение пациента о результатах медицинского исследования с учетом сохранения врачебной тайны, а также организация оказания необходимой медицинской помощи такому пациенту представляются невыполнимыми.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 84 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, в том числе анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом для медицинских организаций, не участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Федеральным законом N 323-ФЗ запрета для оказания платных медицинских услуг анонимно не установлено.

Таким образом, оформление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство при оказании пациенту платных медицинских услуг без заполнения графы «Фамилия, имя, отчество» является недопустимым.

Разъяснение весьма сумбурное. Законом запрет не установлен, но Росздравнадзор по причине возможности выявления опасной патологии считает неприемлемым анонимное оказание услуг. Между тем, позиция Росздравнадзора юридической силой не обладает и ни в какую конкуренцию с федеральным законом вступать не может даже теоретически (в правовом государстве).

Несмотря на то, что ход рассуждений Минздрава РФ, мягко говоря, далек от идеала, это — позиция федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, которой следует руководствоваться при осуществлении деятельности.

Ранее, отвечая на поставленный вопрос, рассуждения юристов Melegal строились следующим образом.

В п.2 ч.5 ст. 84 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» упоминается возможность оказания медицинских услуг анонимно в контексте предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы гос.гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Однако, механизм реализации права на получение платных медицинских услуг анонимно законом не установлен.

Более того, имеются нормативно-правовые акты, требования которых делают невозможным оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе, несмотря на предоставленное федеральным законом пациенту право.

Во-первых, это постановление Правительства РФ от 04.10.2016 №1006, согласно которому в договоре об оказании платных медицинских услуг указывается ФИО потребителя. Однако, в постановлении не указывается, каким способ устанавливаются эти сведения и нет указания на необходимость использовать данные, подтвержденные документом, удостоверяющим личность. В таком случае возможна натянутая трактовка, что они могут быть записаны со слов пациента-потребителя услуги, что делает их достоверность сомнительной.

Но вторым документом, делающим на практике невозможным оказание услуг анонимно, является Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 №834н (далее – Приказ №834н), установивший порядок заполнения медицинской карты по форме 025/у. Косметологическая клиника, как медицинская организация, обязана заводить на каждого обратившегося за медицинской помощью медицинскую карту. В соответствии с п.11.1 Приложения №2 к Приказу №834н медицинская карта заполняется на основании сведений, содержащихся в паспорте гражданина.

Таким образом, в отсутствие паспорта невозможно заполнение медицинской карты пациента, что в свою очередь влечет нарушение порядка оказания медицинской помощи; свидетельствует о некачественном ее оказании.

Несмотря на наличествующий пробел и некоторое противоречие в нормативно-правовых актах, представляется верной точка зрения, согласно которой клиника может отказать в приеме пациенту, не предоставившему документ, удостоверяющий личность, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 и Приказ №834н, так как в противном случае медицинской организацией будет допущено нарушение порядка оказания медицинской помощи. А в случае конфликтной ситуации будет невозможно доказать оказание медицинской помощи качественно, так как ведение медицинской документации (в первую очередь, медицинской карты) является критерием качества оказания медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10.05.2017 №203н (пп. «а» п.2.1).

Вне зависимости от хода рассуждений, вывод представляется однозначным: оказание платных медицинских услуг на анонимной основе противоречит большому числу действующих нормативно-правовых актов, в связи с чем, анонимное оказание платных медицинских услуг (в том числе косметологических), невозможно.

Таким образом, право на получение платных медицинских услуг пациенту предоставлено федеральным законом, но его реализация невозможна, так как для исполнителя услуг (медицинской организации) она (реализация такого права) является нарушением установленного порядка оказания медицинской помощи со всеми вытекающими из этого факта неблагоприятными последствиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector